Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность исследования национальной речевой коммуникации на базе педагогического университета в условиях развития международных связей; представлены направления работы в образовательных учреждениях по проблеме продвижения русского языка как языка образования и науки, освоения русского как родного и иностранного. Цель статьи − изучение специфики русской речевой коммуникации в условиях полиэтнического региона в синхронии и диахронии.
Материалы и методы. В исследовании используются методы описательный и сопоставительный, совокупности приемов методики обучения русскому языку.
Результаты. Изучены истоки языковых реалий уральского региона. Сделано научное обобщение опыта обучения русскому языку как родному и иностранному с учетом национальной и региональной специфики в разных учебных заведениях; представлена характеристика основных модулей курса лингвистического краеведения как эффективного способа формирования интереса к языку региона.
Обсуждение. Новым и значимым для современного языкознания, коммуникативной стилистики является изучение региональных языковых реалий, меняющихся в зависимости от геополитических условий эпохи и влияющих на государственный литературный русский язык. Применение научных положений в практике обучения в современной школе и вузе позволяет вовлечь в процесс каждого учащегося (детей-мигрантов, билингвов, представителей малых народов РФ и т.д.).
Заключение. Делается вывод о том, что разработанная программа лингвистического краеведения на Южном Урале будет способствовать развитию интереса к русскому языку как языку образования и науки в России, поможет освоить русский как родной и иностранный.
русский язык; синхрония; диахрония; лингвистическое краеведение; обучение русскому как неродному; преподавание русского языка как иностранного
–изучены и описаны изменения в языковой ситуации, возникшие в новых геополитических условиях (миграция населения, появление новых этнических групп, необходимость обучения мигрантов и детей мигрантов русскому языку, политика санкционирования и др.);
– проведено научное обобщение опыта обучения русскому языку как родному и иностранному с учетом национальной и региональной специфики в разных учебных заведениях;
– представлены эффективные модули для изучения лингвистического краеведения на Южном Урале в школе и вузе.
Миронова, А. А. ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА (ЮЖНЫЙ УРАЛ) [Текст] / А. А. Миронова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 3. — С. 107-119. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.94.35.008.
- Глинкина Л. А. Историческое лингвокраеведение в учебном процессе. Свердловск, 1990. 25 с.
- Захарова Л. А. Лингвистическое краеведение / Л. А. Захарова, Г. Н. Старикова и др. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 168 с.
- Ермакова А. В. Лингвокраеведческий подход в обучении русскому языку [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/ 2014005710">https: // scienceforum.ru/2014/article/2014005710</a> (дата обращения: 07.10.2019).
- Зеленин А. С. Пермь и Пермский край: Занимательное краеведение. Пермь, 2018. 213 с.
- Глухих Н. В. Деловой эпистолярий конца XVIII – начала XIX в. на Южном Урале: лингвистика текста. Челябинск, 2008. 150 с.
- Бирюков В. П. Словарь народного языка на Урале (из материалов). Шадринск, 2003. 23 с.
- Margarita S. VYHRYSTYUK, Sofya V. ONINA, Fedosia M. Lelkhova. Genre-forming Signs of Advertisements Newspaper “Siberian Leaflet” XIX Century // Amazonia Investiga. 2019. Т.8. №19. С. 219-226. URL: http://www.udla.edu.co/ revistas/ index.php/amazonia-investiga/article/view/1335/pdf (WoS) (дата обращения: 25.09.2019).
- Александров Д. А., Иванюшина В. А., Казарцева Е. В. (2015) Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 2. С. 173-195. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-173-195.
- Кряхтунова О. В. Педагогический статус детей-мигрантов в русскоязычной образовательной среде // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018. № 1. С. 27–37. DOI: 10.22363/2312-8011-2018-15-1-27-37 (WoS, Scopus).
- Челябинская старина: материалы к истории языка деловой письменности XVIII века: в 8 вып. / под ред. Л. А. Глинкиной. Вып. 1. Челябинск, 2004. 30 с.
- Лингвистическое краеведение на Южном Урале: в 4 т. / под ред. Л. А. Глинкиной. Челябинск, 2000. Т. 1. 271 с.