Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.94.35.008
УДК: 378.1
ББК: 74.480.4
А. А. Миронова ORCID
Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА (ЮЖНЫЙ УРАЛ)
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность исследования национальной речевой коммуникации на базе педагогического университета в условиях развития международных связей; представлены направления работы в образовательных учреждениях по проблеме продвижения русского языка как языка образования и науки, освоения русского как родного и иностранного. Цель статьи − изучение специфики русской речевой коммуникации в условиях полиэтнического региона в синхронии и диахронии.

Материалы и методы. В исследовании используются методы описательный и сопоставительный, совокупности приемов методики обучения русскому языку.

Результаты. Изучены истоки языковых реалий уральского региона. Сделано научное обобщение опыта обучения русскому языку как родному и иностранному с учетом национальной и региональной специфики в разных учебных заведениях; представлена характеристика основных модулей курса лингвистического краеведения как эффективного способа формирования интереса к языку региона.

Обсуждение. Новым и значимым для современного языкознания, коммуникативной стилистики является изучение региональных языковых реалий, меняющихся в зависимости от геополитических условий эпохи и влияющих на государственный литературный русский язык. Применение научных положений в практике обучения в современной школе и вузе позволяет вовлечь в процесс каждого учащегося (детей-мигрантов, билингвов, представителей малых народов РФ и т.д.).

Заключение. Делается вывод о том, что разработанная программа лингвистического краеведения на Южном Урале будет способствовать развитию интереса к русскому языку как языку образования и науки в России, поможет освоить русский как родной и иностранный.

Ключевые слова

русский язык; синхрония; диахрония; лингвистическое краеведение; обучение русскому как неродному; преподавание русского языка как иностранного

Основные положения

–изучены и описаны изменения в языковой ситуации, возникшие в новых геополитических условиях (миграция населения, появление новых этнических групп, необходимость обучения мигрантов и детей мигрантов русскому языку, политика санкционирования и др.);

– проведено научное обобщение опыта обучения русскому языку как родному и иностранному с учетом национальной и региональной специфики в разных учебных заведениях;

– представлены эффективные модули для изучения лингвистического краеведения на Южном Урале в школе и вузе.

Цитировать публикацию

Миронова, А. А.  ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА (ЮЖНЫЙ УРАЛ) [Текст] / А. А. Миронова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  3. — С. 107-119. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.94.35.008.

Библиографический список
  1. Глинкина Л. А. Историческое лингвокраеведение в учебном процессе. Свердловск, 1990. 25 с.
  2. Захарова Л. А. Лингвистическое краеведение / Л. А. Захарова, Г. Н. Старикова и др. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 168 с.
  3. Ермакова А. В. Лингвокраеведческий подход в обучении русскому языку [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/ 2014005710">https: // scienceforum.ru/2014/article/2014005710</a> (дата обращения: 07.10.2019).
  4. Зеленин А. С. Пермь и Пермский край: Занимательное краеведение. Пермь, 2018. 213 с.
  5. Глухих Н. В. Деловой эпистолярий конца XVIII – начала XIX в. на Южном Урале: лингвистика текста. Челябинск, 2008. 150 с.
  6. Бирюков В. П. Словарь народного языка на Урале (из материалов). Шадринск, 2003. 23 с.
  7. Margarita S. VYHRYSTYUK, Sofya V. ONINA, Fedosia M. Lelkhova. Genre-forming Signs of Advertisements Newspaper “Siberian Leaflet” XIX Century // Amazonia Investiga. 2019. Т.8. №19. С. 219-226. URL: http://www.udla.edu.co/ revistas/ index.php/amazonia-investiga/article/view/1335/pdf (WoS) (дата обращения: 25.09.2019).
  8. Александров Д. А., Иванюшина В. А., Казарцева Е. В. (2015) Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 2. С. 173-195. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-173-195.
  9. Кряхтунова О. В. Педагогический статус детей-мигрантов в русскоязычной образовательной среде // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018. № 1. С. 27–37. DOI: 10.22363/2312-8011-2018-15-1-27-37 (WoS, Scopus).
  10. Челябинская старина: материалы к истории языка деловой письменности XVIII века: в 8 вып. / под ред. Л. А. Глинкиной. Вып. 1. Челябинск, 2004. 30 с.
  11. Лингвистическое краеведение на Южном Урале: в 4 т. / под ред. Л. А. Глинкиной. Челябинск, 2000. Т. 1. 271 с.